Четверг, 21.11.2024, 10:53
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Основная общеобразовательная Школа № 32"
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Телефон доверия
ФЦИОР
Поиск

Роль детского сада в педагогическом просвещении родителей

Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка. Педагогам известна зависимость стиля жизни человека от степени развития чувства общности в семье. Именно этот уровень представляет систему представлений о себе и о мире, которая создается каждым человеком.

К сожалению, современная семья в ситуации всеобщей нестабильности переживает серьезный кризис, он выражается в обострениях супружеских, родительских отношений, ослаблении внимания к духовным ценностям.

Серьезной проблемой является отсутствие у родителей знаний о способах воспитания и развития ребенка. Положителен тот факт, если родители, просто любя ребенка и стараются в меру сил и возможностей помочь ему. Тогда, как правило, они воспринимают рекомендации специалистов. Но гораздо чаще встречающиеся перепоручить своего ребенка педагогам и полностью возложить на них ответственность за результаты воспитательно–образовательной работы. Зачастую такой тип родителей бывает довольно агрессивным и свою позицию отстаивает настойчиво, неадекватно воспринимая обращенные к нему требования. И тем более необходимо вырабатывать подходы к этой категории родителей. Максимального их привлечения к процессу воспитания ребенка.

Согласуя свои действия с семьей, детский сад старается дополнить или компенсировать домашние условия воспитания. Особо важно взаимодействие семьи и дошкольного учреждения для детей из неполных и неблагополучных семей, для детей с недостатками в развитии, так как они наиболее подвержены негативным переменам в обществе.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.

Современная ситуация, в которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде и более тесного контакта общественности и семьи.

В связи с выше изложенным, становится ясно, что работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной проблемой. Ведь семья стоит у истоков воспитания. Она является основным социальным институтом в формировании личности ребенка. На гребне перемен в обществе семейные ценности приобретают особое значение. Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка.

Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа – прямая функция семьи как социального института. Но все это невозможно без систематического просвещения родителей.

Поэтому первоочередная задача, стоящая перед каждым педагогом ДОУ, состоит в том, чтобы не используя элементов назидания, вовлечь родителей в процесс воспитания их детей, уметь предложить свой способ оценки потребностей детей и оказать помощь родителям в приобретении умений наблюдать за своими детьми, следить за их развитием, а также способствовать развитию. Работа должна строиться целенаправленно и дифференцированно.

Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателями и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Вторая, и не менее важная задача - вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение. Взаимодействие детского сада и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, собственно воспитательную, контролирующую и др.

Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагают:

• изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию своих детей и детей детского сада;

• группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей группы;

• составление программы совместных действий педагога и родителей;

• анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.

Основной составляющей педагогической деятельности является образование родителей. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, акцентирования совместной деятельности детского сада и семьи. Именно с такими целями проводится широкое просвещение родителей по тем или иным вопросам

Обследование и работа осуществляются посредством таких форм работы, как:

анкетирование (основные взгляды родителей на воспитание детей в семье, уровень педагогической культуры родителей, анкета для отцов, «Знаете ли вы своего ребенка», «Портрет моего ребенка») ;

посещение семей воспитанников;

вечера знакомств;

наглядная пропаганда,

родительские собрания,

беседы и консультации,

конференции родителей,

устные журналы,

круглые столы,

организация клубов,

организация деловых игр.

Большое внимание уделяется оформлению наглядной агитации и информации для родителей:

тематические выставки;

папки – передвижки;

ширмы;

семейные газеты;

фотовитрины и фотомонтажи;

альбомы из жизни группы и альбомы по различной тематике;

экраны для родителей;

тетрадь отзывов;

родительская газета;

Для родителей проводятся консультативные дни. Тематика этих дней составляется на основе предварительного опроса родителей с учетом их пожеланий («Каков ваш ребенок», «Развивающая предметная среда дома», «Поощрение и наказание: ваш выбор» и т. д.)

Возможна организация библиотеки и игротеки для родителей, где педагогами проводятся обсуждения новинок педагогической художественной литературы, и где родители могут получить интересную развивающую игру для занятий с детьми дома.

По проблемным вопросам проводятся устные журналы, вечера вопросов и ответов, деловые игры с решением педагогических ситуаций, дискуссионные этапы.

Также работа с родителями включает в себя показ детских спектаклей развлечения, праздники, в которых родители не только как зрители, но и как активные участники. Проводится анкетирование родителей с целью выявления эффективности проведенной работы с ними в течение года.

Новый тип взаимодействия детского сада и семьи, использование новых форм работы является решающим условием обновления системы дошкольных учреждений. Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми. Задача педагогов - заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия.

Минпросвещения
МОиН Кузбасса
УО г. Полысаево
ВОШ
День флага
ЕГПУ
Точка Роста
РосОбразование
Кузбасс онлайн
Осторожно!
ВФСК ГТО
ДДТ
Школьное питание
Персональные данны
Block title
Block content
Block title
Block content
Block title
Block content
Block title
Block content
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz