Роль детского сада в педагогическом просвещении родителейСемья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка. Педагогам известна зависимость стиля жизни человека от степени развития чувства общности в семье. Именно этот уровень представляет систему представлений о себе и о мире, которая создается каждым человеком. К сожалению, современная семья в ситуации всеобщей нестабильности переживает серьезный кризис, он выражается в обострениях супружеских, родительских отношений, ослаблении внимания к духовным ценностям. Серьезной проблемой является отсутствие у родителей знаний о способах воспитания и развития ребенка. Положителен тот факт, если родители, просто любя ребенка и стараются в меру сил и возможностей помочь ему. Тогда, как правило, они воспринимают рекомендации специалистов. Но гораздо чаще встречающиеся перепоручить своего ребенка педагогам и полностью возложить на них ответственность за результаты воспитательно–образовательной работы. Зачастую такой тип родителей бывает довольно агрессивным и свою позицию отстаивает настойчиво, неадекватно воспринимая обращенные к нему требования. И тем более необходимо вырабатывать подходы к этой категории родителей. Максимального их привлечения к процессу воспитания ребенка. Согласуя свои действия с семьей, детский сад старается дополнить или компенсировать домашние условия воспитания. Особо важно взаимодействие семьи и дошкольного учреждения для детей из неполных и неблагополучных семей, для детей с недостатками в развитии, так как они наиболее подвержены негативным переменам в обществе. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. Современная ситуация, в которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде и более тесного контакта общественности и семьи. В связи с выше изложенным, становится ясно, что работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной проблемой. Ведь семья стоит у истоков воспитания. Она является основным социальным институтом в формировании личности ребенка. На гребне перемен в обществе семейные ценности приобретают особое значение. Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа – прямая функция семьи как социального института. Но все это невозможно без систематического просвещения родителей. Поэтому первоочередная задача, стоящая перед каждым педагогом ДОУ, состоит в том, чтобы не используя элементов назидания, вовлечь родителей в процесс воспитания их детей, уметь предложить свой способ оценки потребностей детей и оказать помощь родителям в приобретении умений наблюдать за своими детьми, следить за их развитием, а также способствовать развитию. Работа должна строиться целенаправленно и дифференцированно. Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателями и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах. Вторая, и не менее важная задача - вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение. Взаимодействие детского сада и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, собственно воспитательную, контролирующую и др. Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагают: • изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию своих детей и детей детского сада; • группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей группы; • составление программы совместных действий педагога и родителей; • анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности. Основной составляющей педагогической деятельности является образование родителей. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, акцентирования совместной деятельности детского сада и семьи. Именно с такими целями проводится широкое просвещение родителей по тем или иным вопросам Обследование и работа осуществляются посредством таких форм работы, как: анкетирование (основные взгляды родителей на воспитание детей в семье, уровень педагогической культуры родителей, анкета для отцов, «Знаете ли вы своего ребенка», «Портрет моего ребенка») ; посещение семей воспитанников; вечера знакомств; наглядная пропаганда, родительские собрания, беседы и консультации, конференции родителей, устные журналы, круглые столы, организация клубов, организация деловых игр. Большое внимание уделяется оформлению наглядной агитации и информации для родителей: тематические выставки; папки – передвижки; ширмы; семейные газеты; фотовитрины и фотомонтажи; альбомы из жизни группы и альбомы по различной тематике; экраны для родителей; тетрадь отзывов; родительская газета; Для родителей проводятся консультативные дни. Тематика этих дней составляется на основе предварительного опроса родителей с учетом их пожеланий («Каков ваш ребенок», «Развивающая предметная среда дома», «Поощрение и наказание: ваш выбор» и т. д.) Возможна организация библиотеки и игротеки для родителей, где педагогами проводятся обсуждения новинок педагогической художественной литературы, и где родители могут получить интересную развивающую игру для занятий с детьми дома. По проблемным вопросам проводятся устные журналы, вечера вопросов и ответов, деловые игры с решением педагогических ситуаций, дискуссионные этапы. Также работа с родителями включает в себя показ детских спектаклей развлечения, праздники, в которых родители не только как зрители, но и как активные участники. Проводится анкетирование родителей с целью выявления эффективности проведенной работы с ними в течение года. Новый тип взаимодействия детского сада и семьи, использование новых форм работы является решающим условием обновления системы дошкольных учреждений. Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми. Задача педагогов - заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. |